«Наша история неотъемлема, связана с историей нашего края»
Несколько десятилетий на востоке Московской области существовала огромная «торфяная империя». В окрестностях Орехово-Зуева торфяные залежи начали разрабатываться во второй половине позапрошлого века. Промышленные разработки торфа относятся к 1867 году, когда предприниматель С.В.Морозов на арендованном у крестьян болоте организовал массовую добычу для своих фабрик.
Торфяные поселки Морозовых - старейшие в России. Самыми первыми торфяными участками на территории нынешнего Орехово-Зуевского района были Сажени, 1-е и 2-е Дорогали.
Важность торфа для экономики страны еще более увеличилась с разработкой русскими инженерами Р.Э.Классоном, Г.М.Кржижановским и А.В.Винтером первой в мире электростанции, работающей на торфяном топливе. Ее строительство началось в 1913 году в районе нынешнего Электрогорска. Станция получила название "Электропередача".На десятках участков добывался торф, и по узкоколейным железным дорогам протяженностью более 300 километров доставлялся на торфобрикетные заводы, ТЭЦ №6 (Орехово), ГРЭС №3 (Электрогорск), и другие предприятия. В Шатуру торф не возили, возили из Шатуры, но исключительно для нужд сельского хозяйства.
История узкоколейной железной дороги началась со строительства линии между городом Орехово-Зуево (в то время — село Орехово) и торфомассивом у нынешнего посёлка Верея. В учебных пособиях по истории, издававшихся в СССР, упоминается о машинистах фабричных паровозов-«кукушек», которые отказывались возить торф во время стачек на Морозовской мануфактуре — следовательно, узкоколейная железная дорога ведёт свою историю с конца XIX — начала ХХ века. По неподтверждённым данным, первая линия была открыта в 1900 году.
Иные источники указывают дату основания ОХЖТ - 1927 год. С высокой степенью достоверности известно, что в 1927 году началась крупномасштабная добыча торфа, строительство станции перегруза торфа в вагоны широкой колеи и его использование как топливо для электростанции в Орехово-Зуево. Этим может объясняться расхождение в датах.
С начала ХХ века действовала также узкоколейная железная дорога на фарфоровом заводе Кузнецова (ныне Дулёвский фарфоровый завод, город Ликино-Дулёво). Она соединяла завод с торфоразработками и со станцией Дрезна Московско-Нижегородской железной дороги. Впоследствии, в начале 1930-х годов дулёвский участок соединился с основной сетью узкоколейных железных дорог через Губино.
Основными торфяными участками были 1-е и 2-е Дорогали, Казенная Верея, Сажени, Красные Баки и Сосниха. В начале 30-х годов, когда на участки приезжали повременщики болота активно осваивались, в строй действующих вводились новые площади, строились новые поселки торфяников, в том числе Северное и Южное Чистое, Острец, Малые и Большие Сажени, Снопок и другие.
В годы Великой Отечественной войны добыча торфа стала стратегическим направлением местной экономики. В результате подавались тепло и энергия всему городу, промышленным предприятиям, жилым домам, пунктам перегрузки по узкоколейке и в вагоны широкой колеи. Торф направлялся по многочисленным адресам потребителей. Орехово-Зуевский торфотрест был один из крупных в стране.Условия работы торфяников тогда были сродни каторжному труду: работали часто по колено в воде по 12-16 часов. Болезни были настоящим бедствием. Но рост фабричного производства и потребности в электроэнергии требовал все больше и больше торфа. Поэтому на торфоразработках зачастую использовали военнопленных.
После войны активно начали разрабатываться Острецкий, Пирютинский, Софряковский и Савинский массивы. В морозные декабрьские дни 1949 года гулкие взрывы аммонала нарушили девственную тишину пирютинского края. Начались подрывные работы, строительство осушительных канав. Люди пришли не с голыми руками, а вооруженные новейшей техникой и с непреодолимым желанием - в короткий срок подготовить новый торфяной массив. В мерзлую землю врезались грейдеры. Подрывники поднимали в воздух землю. Мерзлота доходила до 75 сантиметров . Но работа кипела днем и ночью, и небольшой коллектив тружеников победил эту скованную морозами болотистую землю. С 1 июня 1950 года начали добывать торф.Вместе с новыми торфоразработками и развивалась узкокалейка. Вдоль железных дорог появились многочисленные посёлки торфодобытчиков. Наиболее крупные торфопредприятия располагались в Губино и Мисцево. Расположенный в посёлке Губино машиностроительный завод выпускал тяговый подвижной состав узкой колеи (главным образом, мотовозы-электростанции ЭСУ). По мере выработки старых торфомассивов, расположенных ближе к городу Орехово-Зуево, новые ветки тянулись всё дальше на восток, заходя на территорию Владимирской области.
К началу 1970-х годов объёмы добычи торфа стали снижаться – это связано с переходом электростанций на газовое топливо. Большой ущерб торфопредприятиям нанесли сильнейшие пожары на торфомассивах летом 1972 года. С тех пор протяжённость узкокалейных линий стала сокращаться (вначале очень медленными темпами).
Одними из первых были разобраны линии на Ликино-Дулёво, в район посёлков Пирютино, Острец, Совхоз Озерецкий. ОХЖТ в дополнение к своей основной деятельности стало заниматься производством машиностроительной продукции. Но настоящий упадок сети начался с конца 1980-х годов. К 1995 году вывоз торфа в Орехово-Зуево и его перегруз на широкую колею был прекращён. Примерно тогда же исчезли пассажирские перевозки (перестали курсировать поезда сообщением Мисцево — Чистое Южное, Торфяная (Орехово-Зуево) — Снопок, и другие). Началась разборка большинства линий. С 1996 года от всей огромной сети остался только один участок: Торфяная — Снопок — Власово — Губино-Фрезер. В 1999 году Губинское торфопредприятие прекратило использование узкоколейной железной дороги для вывоза торфа. Почти сразу же началась ликвидация последнего участка линии.
История не только нашего садового товарищества, но и многих других неотъемлемо связана с историей данного края. Именно на месте освободившихся торфяных полей появились первые садовые участки. В 1982году Администрацией Орехово-Зуевского района, была выделена земля под садовое товарищество «Приозерное». Название было связано с располагающемся по южной границе участка огромным озером, которое образовалось на месте бывших торфоразработок. Однако позднее озеро намного сократило свои размеры в связи с разработкой нового карьера по добычи песка.С севера и востока нашего садоводства проходила узкоколейная железная дорога. Старожилы нашего товарищество помнят, как по ней ходили поезда с торфом. Но к концу 90-х движение прекратилось и пути разобрали.
Управление Ореховоторф