«Наша история неотъемлема, связана с историей нашего края»

фото



фотоНесколько десятилетий на востоке Московской области существовала огромная «торфяная империя». В окрестностях Орехово-Зуева торфяные залежи начали разрабатываться во второй половине позапрошлого века. Промышленные разработки торфа относятся к 1867 году, когда предприниматель С.В.Морозов на арендованном у крестьян болоте организовал массовую добычу для своих фабрик. 


Торфяные поселки Морозовых - старейшие в России. Самыми первыми торфяными участками на территории нынешнего Орехово-Зуевского района были Сажени, 1-е и 2-е Дорогали. 

Важность торфа для экономики страны еще более увеличилась с разработкой русскими инженерами Р.Э.Классоном, Г.М.Кржижановским и А.В.Винтером первой в мире электростанции, работающей на торфяном топливе. Ее строительство началось в 1913 году в районе нынешнего Электрогорска. Станция получила название "Электропередача".

фотоНа десятках участков добывался торф, и по узкоколейным железным дорогам протяженностью более 300 километров доставлялся на торфобрикетные заводы, ТЭЦ №6 (Орехово), ГРЭС №3 (Электрогорск),  и другие предприятия. В Шатуру торф не возили, возили из Шатуры, но исключительно для нужд сельского хозяйства. 


История узкоколейной железной дороги началась со строительства линии между городом Орехово-Зуево (в то время — село Орехово) и торфомассивом у нынешнего посёлка Верея. В учебных пособиях по истории, издававшихся в СССР, упоминается о машинистах фабричных паровозов-«кукушек», которые отказывались возить торф во время стачек на Морозовской мануфактуре — следовательно, узкоколейная железная дорога ведёт свою историю с конца XIX — начала ХХ века. По неподтверждённым данным, первая линия была открыта в 1900 году.
 

Иные источники указывают дату основания ОХЖТ - 1927 год. С высокой степенью достоверности известно, что в 1927 году началась крупномасштабная добыча торфа, строительство станции перегруза торфа в вагоны широкой колеи и его использование как топливо для электростанции в Орехово-Зуево. Этим может объясняться расхождение в датах. фото


С начала ХХ века действовала также узкоколейная железная дорога на фарфоровом заводе Кузнецова (ныне Дулёвский фарфоровый завод, город Ликино-Дулёво). Она соединяла завод с торфоразработками и со станцией Дрезна Московско-Нижегородской железной дороги. Впоследствии, в начале 1930-х годов дулёвский участок соединился с основной сетью узкоколейных железных дорог через Губино. 


Основными торфяными участками были 1-е и 2-е Дорогали, Казенная Верея, Сажени, Красные Баки и Сосниха. В начале 30-х годов, когда на участки приезжали повременщики болота активно осваивались, в строй действующих вводились новые площади, строились новые поселки торфяников, в том числе Северное и Южное Чистое, Острец, Малые и Большие Сажени, Снопок и другие.фото


В годы Великой Отечественной войны добыча торфа стала стратегическим направлением местной экономики. В результате подавались тепло и энергия всему городу, промышленным предприятиям, жилым домам, пунктам перегрузки по узкоколейке и в вагоны широкой колеи. Торф направлялся по многочисленным адресам потребителей. Орехово-Зуевский торфотрест был один из крупных в стране.Условия работы торфяников тогда были сродни каторжному труду: работали часто по колено в воде по 12-16 часов. фотоБолезни были настоящим бедствием. Но рост фабричного производства и потребности в электроэнергии  требовал все больше и больше торфа. Поэтому на торфоразработках зачастую использовали военнопленных. 




После войны активно начали разрабатываться Острецкий, Пирютинский, Софряковский и Савинский массивы. В морозные декабрьские дни 1949 года гулкие взрывы аммонала нарушили девственную тишину пирютинского края. Начались подрывные работы, строительство осушительных канав. Люди пришли не с голыми руками, а вооруженные новейшей техникой и с непреодолимым желанием - в короткий срок подготовить новый торфяной массив. В мерзлую землю фотоврезались грейдеры. Подрывники поднимали в воздух землю. Мерзлота доходила до 75 сантиметров . Но работа кипела днем и ночью, и небольшой коллектив тружеников победил эту скованную морозами болотистую землю. С 1 июня 1950 года начали добывать торф.Вместе с новыми торфоразработками и развивалась узкокалейка. Вдоль железных дорог появились многочисленные посёлки торфодобытчиков. Наиболее крупные торфопредприятия располагались в Губино и Мисцево. Расположенный в посёлке Губино машиностроительный завод выпускал тяговый подвижной состав узкой колеи (главным образом, мотовозы-электростанции ЭСУ). По мере выработки старых торфомассивов, расположенных ближе к городу Орехово-Зуево, новые ветки тянулись всё дальше на восток, заходя на территорию Владимирской области. 

фото
К началу 1970-х годов объёмы добычи торфа стали снижаться – это связано с переходом электростанций на газовое топливо. Большой ущерб торфопредприятиям нанесли сильнейшие пожары на торфомассивах летом 1972 года. С тех пор протяжённость узкокалейных линий стала сокращаться (вначале очень медленными темпами). 

Одними из первых были разобраны линии на Ликино-Дулёво, в район посёлков Пирютино, Острец, Совхоз Озерецкий. ОХЖТ в дополнение к своей основной деятельности стало заниматься производством машиностроительной продукции. Но настоящий упадок сети начался с конца 1980-х годов. К 1995 году вывоз торфа в Орехово-Зуево и его перегруз на широкую колею был прекращён. 



фотоПримерно тогда же исчезли пассажирские перевозки (перестали курсировать поезда сообщением Мисцево — Чистое Южное, Торфяная (Орехово-Зуево) — Снопок, и другие). Началась разборка большинства линий. С 1996 года от всей огромной сети остался только один участок: Торфяная — Снопок — Власово — Губино-Фрезер. В 1999 году Губинское торфопредприятие прекратило использование узкоколейной железной дороги для вывоза торфа. Почти сразу же началась ликвидация последнего участка линии. 

История не только нашего садового товарищества, но и многих других неотъемлемо связана с историей данного края. Именно на месте освободившихся торфяных полей появились первые садовые участки. В 1982году Администрацией Орехово-Зуевского района, была выделена земля под садовое товарищество «Приозерное».фото Название было связано с располагающемся по южной границе участка огромным озером, которое образовалось на месте бывших торфоразработок.  Однако позднее озеро намного сократило свои размеры в связи с разработкой нового карьера по добычи песка.С севера и востока нашего садоводства проходила узкоколейная железная дорога. Старожилы нашего товарищество помнят, как по ней ходили поезда с торфом. Но к концу 90-х движение прекратилось и пути разобрали.

 

 

карта 

Управление Ореховоторф

 


Доска объявлений
Пропал кот
13 мая
9 мая 2020 г. Убежал кот. Ушки маленькие,на верхней губе ближе к носу чёрное пятнышко. Зовут Феликс. Может откликаться и на кличку Тюбик. Но лучше кс,кс,кс. Очень скучаем по нему. Нашедшего,просим позвонить
Продам дачу в Снт Приозерное
17 апреля
Продам дачу Снт Приозерное, 196 участок. Цена 850000 рублей. Варианты обмена на автомобиль. Продаю исключительно по причине покупки дома.
Пропал кот
12 августа
Пожалуйста кто видел кота на вид год, полтора сера с белым шейка белая позваните очень ждем. В раоне 8 по 3 улицы
Все объявления